Консультация Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста (группа Звёздочки)

17 июня 2024 г.
Консультация Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста (группа Звёздочки).
Консультация Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста (группа Звёздочки).

Воспитатели: Стрельченко С. Н.
Гесс Е.В.

Любой труд делает человека более радостным, более творческим, умным, культурным, образованным.
                                                                                                 В. А. Сухомлинский.
     Всем известно, что фундамент личности закладывается в дошкольном возрасте, поэтому в этом возрасте следует интенсивно заниматься нравственным воспитанием подрастающего поколения. 
     Одной из составляющих нравственного воспитания является трудовое воспитание, и именно в дошкольном возрасте следует уделять большое внимание воспитанию трудолюбия, так как в последующие годы приучать ребенка к труду будет гораздо сложнее. 
       Трудовая деятельность должна способствовать повышению общественного развития, расширению интересов, появлению форм сотрудничества, формированию нравственных качеств. 
      Только при хорошей организации трудовой деятельности, под четким руководством взрослых можно решать воспитательные цели, и ребенок будет испытывать радость от труда.
       Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей детей, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.
       Трудовое воспитание входит в жизнь ребенка с раннего возраста и осуществляется последовательно систематично, с учетом возрастных и гендерных особенностей.
       Как говорилось выше, трудовое воспитание является составляющей частью всестороннего развития ребенка, частью нравственного воспитания и неотъемлемым элементом социализации. В процессе трудовой деятельности у ребенка формируются нравственные и волевые качества: ответственность, целеустремленность, бережное заботливое отношение к живой природе, уважение к труду взрослых, а при коллективном труде у ребенка формируются такие нравственные чувства, как дружба, чувство коллективизма, взаимопомощи.

Трудовое воспитание должно осуществляться по двум направлениям:
- Детская трудовая деятельность.
- Знакомство с трудом взрослых и развитие интереса к будущей профессии.
 
1.    Трудовая деятельность.
В соответствие с программой обучения и воспитания в работе с детьми    большее внимание уделяется следующим видам детской трудовой деятельности.
·      Самообслуживание.
·      Хозяйственно-бытовой труд.
·      Труд в природе (труд в природе (на участке), труд в уголке природы)
·      Ручной труд.
Для развития трудовой деятельности в группе созданы определенные условия.
В группе оформлены и функционируют центры для трудовой и самостоятельной деятельности.
·      Художественный.
·      Конструктивно-строительный.
·      Уголок природы.
·      Центр хозяйственно-бытового труда.
В работе с детьми по трудовому воспитанию используется разнообразный материал.
— природный.
— бросовый.
— различные конструкторы.
— материал для развития мелкой моторики.
Групповое пространство должно быть доступно детям, что способствует формированию устойчивого интереса к трудовой и самостоятельной деятельности, развитию продуктивно-творческих способностей дошкольника, формированию трудовых навыков и воспитанию трудолюбия.
В работе используются  разные формы труда.
·      Поручение.
·      Дежурства:
      — в уголке природы.
      — по столовой.
      — по занятиям.
·      Коллективный труд.
Трудовая деятельность осуществляется под четким руководством взрослого. 

2. Знакомство с трудом взрослых и развитие интереса к будущей профессии.
       Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщение к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и обогатить словарь. Непринужденные беседы взрослых с детьми обеспечивают развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения развивают интерес к трудовой деятельности.
       В работе по ознакомлению с трудом взрослых реализуюся следующие задачи.
- Развивать интерес к миру взрослых, желание следовать поступкам взрослых людей.
- Формировать представления о предметном мире, созданном руками человека, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей.
- Учить понимать эмоциональные состояния свои и взрослых, выражать собственные эмоции через мимику, жесты, позы.
- В процессе общения с окружающими людьми учит контролировать свое поведение и управлять им с учетом моральных норм.
 
       Развитие интереса к будущей профессии осуществляю через ознакомление с трудом взрослых, через знакомство с самыми разнообразными профессиями.
      Данную задачу решается  через разные формы организации детей.
·      Беседы о труде взрослых.
·      Беседа с сотрудниками детского сада (с поваром, с фельдшером, с прачкой)
·      Рассматривание иллюстраций и картин.
·      Экскурсии
Экскурсии за пределы группы (в прачечную, на кухню, в медицинский кабинет), а также экскурсии за пределы детского сада (на почту) знакомят с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.
·       Игра
        Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, и поэтому самая распространенная и эффективная форма ознакомления с трудом взрослых — именно игра.
1. Дидактические и настольно-печатные;
2. Сюжетно-ролевая игра.
В группе оформлены центры для сюжетно-ролевых, с учетом возрастных и гендерных особенностей.
·      Магазин
·      Больница
·      Парикмахерская
·      Строитель
       Все вышеперечисленные центры и наборы сюжетно ролевых игр помогают знакомить детей с профессиями.
Дети, с большим удовольствием играют в этих центрах, как под руководством взрослого, так и самостоятельно
       Систематически работая в данном направление, удается решить основные задачи трудового воспитания: у детей развивается интерес и уважительное отношение к труду взрослых, бережно относиться к продуктам труда. У детей появилось стремление трудиться и осознание полезности своего труда. Ну и конечно же у детей формируются нравственные чувства и качества (чувство коллективизма, целеустремленность, ответственность и т. д.)


Удачи в трудовом воспитание детей дошкольного возраста!

На этой странице

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie