Независимая оценка качества образования
Принципы проведения оценки качества образования
Независимая оценка качества образовательной деятельности
Контроль оценки качества образования в дошкольной образовательной организации- это одна из компетенций образовательной организации, установленная Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273.
Начнем с определения качества образования, которое было дано не в наших нормативно-правовых документах, а было сформулировано учеными, просветителями. Вы видите здесь цитату академика Слободчикова В.И., который делает очень много в сфере дошкольного образования. Вы видите здесь цитату Р.Киплинга, которого тоже можно назвать просветителем 19 века. Качество жизни ребенка, по сути дела – качество нашего дошкольного образования.
Ребенок в системе дошкольного образования проводит большую часть своей жизни, скажем так, до школы и, поэтому дошкольное образование так важно обеспечить качеством с тем, чтобы ребенок действительно полноценно развивался, чувствовал себя комфортно в обществе своих сверстников и учился с ними взаимодействовать в какой-то совместной деятельности.
А вот и нормативное определение качества образования. Оно дано в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и определено там, как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Таким образом, качество образования, уже в самом законе это предусмотрено, ни в коем случае не ограничивается только анализом результатов самих обучающихся, результатов детей. Это особенно важно для дошкольного образования, потому что напомню - наш стандарт устанавливает, что качество работы и педагога дошкольного образования, и дошкольной образовательной организации в целом ни в коем случае не оценивается по достижениям детей, по тем результатам, которые дети показывают в процессе освоения образовательной программы. Стандарт накладывает на это запрет. Оценивается сама образовательная деятельность, т.е. ее организация в образовательном учреждении, ее формы, принципы, которыми руководствуются педагоги, администрация при организации образовательного процесса, содержание этого образовательного процесса, позиции ребенка в этом образовательном процессе и это актуально на любом уровне образования.
В связи с положениями Закона «Об образовании в РФ» качество дошкольного образования определено как соответствие системы дошкольного образования, происходящих в ней процессов и достигнутых результатов и требованиям государства (ФГОС ДО), общества и различных групп потребителе. Качество – это соответствие объекта установленным стандартам. То есть, соответствие того качества - это соответствие того что есть каким-то установленным нормам и ожиданиям.
Нормы – это вот наши нормативные правовые акты. На федеральном уровне сформирована нормативно правовая база системы оценки качества образования. Это, прежде всего:
·Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ
·Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
·Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 г. №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
·Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 г. №462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией»
·Приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 г. №1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»
·Приказ Минобрнауки России от 05.12.2014 г. №1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Это также санитарные правила и нормативы также весьма важны в нашей работе и соответствие того, что у нас происходит в дошкольной организации, и этим правилам и нормативам тоже определяется степень достижения хорошего качества дошкольного образования. И соответствие созданной системы дошкольного образования ожиданиям общества тех участников образовательного процесса и заинтересованных лиц, которые имеют отношение к системе этого дошкольного образования. Здесь мы, прежде всего, говорим о детях, о родителях этих детей, о педагогах ДОУ, об учителях начальной школы, в которую дети приходят после нашего детского сада.